Стажировочная площадка
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ОБРАЩЕНИЯ

Стажировочная площадка

 

Аналитическая справка

Аналитическая справка

по деятельности Республиканской СП

МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

В 2014 году Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа № 32 г. Улан – Удэ» реализовало программу стажировки по теме: «Разработка моделей государственно – общественного управления, обеспечивающих   условия опережающего развития и экспертизу условий и качества образования».

Цель стажировочной площадки:

Разработка и распространение моделей государственно – общественного управления и системыоценки условий и качества образования.

Задачи:

  • развитие инициативы стажеров через активное вовлечение в реальную деятельность органов государственно – общественного управления;
  • организация взаимодействия участников стажировочной площадки в электронной среде;
  • совместная разработка оценочных процедур качества  образования с учетом специфики образовательного учреждения (организации);
  • разработка и апробация инструментария  по оценке качества образования;
  • разработка финансовых, нормативных документов, стимулирующих качество образования;
  • подготовка государственно – общественных экспертов по разработке эффективных моделей ГОУ и системы оценки качества  образования.

Планируемые результаты

- создание моделей государственно – общественной экспертизы качества образования;

- повышение компетентности стажеров и  готовности к продуктивному развитию государственно – общественного управления;

- представление оценочных процедур качества  образования с учетом специфики образовательного учреждения (организации);

- представление инструментария  по оценке качества образования в соответствии с ФГОС в электронной среде;

-представление финансовых нормативных документов, стимулирующих качество образования.

Основанием для построения программы стажировочной площадки являются:

  • Национальная инициатива «Наша новая школа»;
  • идеи А.И. Адамского о механизмах образовательной политики, об управлении развитием;
  • идеи Ф.Т. Михайлова о фундаментальных преобразованиях в образовании;
  • принципы дистрибуции;
  • практика по развитию ГОУ вМАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32 г. Улан – Удэ».

Категория слушателей: команда от школы (не менее трех человек): представитель администрации ОУ, педагогический работник, член коллегиального  органа управления (представитель общественности).

Нормативная продолжительность обучения: 72 часа.

Технология обучения: погружение  в реальную инновационную жизнедеятельность образовательного учреждения по организации государственно – общественного управления.

Системно - деятельностный подход к образованию, который является нашей повседневной практикой, мы применили и при работе с нашими стажерами.

Методы обучения: метод диалогового и рефлексивного взаимодействия, работа в электронной среде, проектная деятельность,рейтингование.

Формы обучения: лекция, профессиональный конкурс,мастер-класс,тренинги, деловые игры,  панельная дискуссия, презентации,  индивидуальные консультации, практикумы (в том числе и в электронной среде) по разработке и осуществлению экспертизы нормативно – правовых документов и программ, самостоятельная работа, стажерские пробы).

Организационно-педагогические условия

(информационные, кадровые, учебно-методические, технические)

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа № 32 г. Улан – Удэ» в апреле 2013 года реорганизовано путем присоединения Муниципального автономного образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад № 92 «Медвежонок».  Образовался образовательный округ, где функционируют четыре ступени: дошкольное,  начальное, основное, полное (среднее) образование.В учреждении обучаются 2261 учащихся и воспитанников, в том числе 2002 школьника и 259 детей дошкольного возраста.

Для повышения качества образования в школе внедряются современные электронные среды: «Умная школа», «Виртуальная школа». Развивается сотрудничество с колледжем туризма и сервиса по дуальному образования учащихся 10-11 классов. Реализуется проект по работе с одаренными детьми. Совместно с ДЮСША № 5 созданы классы для баскетболистов. В театре школы работа организована в соответствии с программой по эстетическому развитию и поддержке талантливых учащихся. В детском саду реализуется в соответствии с требованиями ФГОС авторская технология «Сценирование занятий для детей 5-6 лет. Пропедевтика развивающего образования». Разрабатывается электронный вариант данной программы.

Создавая условия для качественного образования на образовательном округе, развивая инфраструктуру, создавая программы развития, образовательные программы, наша школа активно взаимодействует с различными гражданскими институтами. В учреждении выстроена определенная структура управления. Созданы и активно работают коллегиальные органы: Наблюдательный совет, Управляющий совет, профессионально – общественный  экспертный совет, который входит в состав Центра оценки качества, Попечительский совет, родительские комитеты. Полномочия органов общественного управления закреплены в Уставе учреждения и в локальных актах.

Большую часть педагогического коллектива составляют опытные теоретически и практически подготовленные педагоги, которые обеспечивают высокое  качество подготовки стажеров  во время работы стажировочной площадки:

  • Высшую квалификационную категорию – 51 %;
  • Первую квалификационную категорию – 26 %;
  • Вторую квалификационную категорию – 20 %,

19 работников школы награждены почетными званиями РФ и РБ.

В 2014 годуМАОУ СОШ №32  стала победителем, заняв 1 место  в Республиканском конкурсе проектов на присвоение статуса «Республиканская стажировочная площадка по развитию государственно-общественногоуправления образованием».

В вопросе нового качества образования является важным не готовность школы решать какие-то свои задачи, а  подготовка выпускников к взрослой жизни, к тем условиям и требованиям, которые предъявляет современное общество  и  экономика.

Для достижения новых результатов образования необходимы новые механизмы управления, в том числе и во взаимодействии с общественностью. В МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №32" разработано Положение об оценке качества, работает профессионально – экспертный совет. При разработке  программ развития и основных образовательных программ по ступеням  проводится изучение мотивов, потребностей, интересов и ценностей всех участников образовательного процесса; проблемный анализ состояния дел по разным направлениям; разрабатывается  концепция (формулировка целей, разработка стратегии и конкретных задач, определение алгоритма и плана действий и т.д.), организуется  общественное обсуждение.

В ноябре 2014 года программа стажировки была реализована  в Ленинградской области на базе Ленинградского областного института развития образования.

Задачи стажировочной площадки предполагали  повышение квалификации команды от школы: администрации, педагогов, общественных управляющих, которые получат инструменты по созданию собственной модели государственно - общественногоуправления, обеспечивающей условия опережающего развития и экспертизукачества образования. В нашей группе были следующие категории слушателей: члены управляющих советов - 7, директора школ -4, заместители директор школ  - 14, заведующих ДОУ - 4,  воспитатели, педагоги - 5, зав отделом по связям с общественностью -1,зав. библиотекой -1.

 Разнообразие участников, их профессиональные и общественные позиции  позволило нам решать и другие задачи:

- развивать инициативу стажеров через активное вовлечение в реальную деятельность органов государственно – общественного управления;

- организовать  взаимодействие участников в различных формах стажировки;

- организовать разработку оценочных процедур и инструментария по оценке качества качества  образования с учетом специфики образовательного учреждения (организации); разработка и апробация инструментария  по оценке качества образования.

На  установочном пленуме для слушателей были обозначены проблематика, цели, задачи, механизмы реализации стажировочной площадки. В ходе презентации  программы представлены темы, модераторы,  формы взаимодействия организаторов со стажерами. Это позволило участникам стажировки выбрать индивидуальную траекторию обучения

В ходе стажировки группа организаторов  представляла свой опыт работы по экспертизе качества и условий образования: 

- деятельность профессионально - общественного совета по оценке качества работы 

  педагогов;

- анкетирование общественности по  удовлетворенности качеством образовательных услуг;

- мониторинг качества условий образования;

- участие родителей в организации образовательного и воспитательного процессов.

В работе стажировочной площадки были использованы практико-ориентированные формы.  Представлены мастер-классы: «Разработка сквозных результатов на образовательном округе», «Профессиональный конкурс как один из инструментов общественной экспертизы качества образования», «Дуальное образование - одна из форм профилизации учащихся», «Экспертиза в электронной среде. Электронная образовательная среда».

Проведены панельная дискуссия  «Школьная система оценки качества образования. Участие общественных институтов в оценке качества», круглый стол «Модели государственно - общественного управления в системе образования». В рамках данных событий  стажеры активно включались в диалог. Предметом обсуждения стало понятие, что такое модель ГОУ. Участники пришли  к согласованию, что это и структура, и содержание.

В этой логике были представлены и обсуждались различные модели. По Республике Бурятия: региональный проект "Комплексной оценки эффективности республиканской системы образования", региональные общественные организации,  ГОУ на примере МАОУ "СОШ №32". По Ленинградской области представлялась деятельность управляющих советов. Участник стажировки Русаленко Илона Геннадьевна, член управляющего совета  МОУ «Волосовская СОШ №1" в рефлексии отметила, что "Мы видим, что у вас в регионе и в школе выстроена система ГОУ, не просто определены полномочия, но и реально организована деятельность."

Одной из форм погружения в инновационную деятельность является деловая игра. Стажерам было предложено  включиться в  деятельность по направлениям: «Соединение программного материала и информационно-коммуникационных технологий»,  проигрывание технологии «Сценирование образовательной деятельности для детей дошкольного возраста», «Внеурочные формы занятий в рамках ФГОС в средней школе»

Видеопрезентации позволили погрузиться стажерам в реальную деятельность общественных управляющих и выявить для себя  механизмы для эффективной деятельности.

В рамках деятельностного подхода были организованы практикумы: «Общественная экспертиза ООП, разработка экспертных листов», «Контрольно - оценочная деятельность в рамках ФГОС». Работа в мини - группах по разработке критериев: оценки качества дошкольного, начального, общего образования;  муниципального задания, эффективного контракта. В результате каждая группа представляла свои критерии. Наибольший интерес представляла работа по разработке критериев по содержанию образования и меньший интерес муниципальное задание и эффективный контракт.

В ходе стажировки организаторы выявили следующие проблемы:

- Стажеры привыкли к "пассивной" форме повышения квалификации. Не все были готовы к  включению в деятельность. Стажерам было сложно на первых занятиях проявлять активную позицию в деловых играх, при работе в группах. Организаторам стажировки, благодаря владению технологией деятельностного подхода, демократическому стилю общения,  удалось продуктивно организовать работу в группах, выявить проблематику и подготовить стажеров к разработке образовательных продуктов.

- В ходе обсуждения заявленных  тем стажировки выявилась проблема несоответствия основной общеобразовательной программы разных ступеней требованиям ФГОС, однотипность программ, отсутствие инновационных подходов; отсутствие эффективных  механизмов взаимодействия с органами общественного управления.

- Не все стажеры владеют рефлексивным мышлением, поэтому не все могли сделать рефлексивные заключения. Часто тексты носили эмоциональный характер: интересно, понравилось, узнали новое. На наш взгляд, рефлексия должна быть связана с анализом собственной деятельности, полученной информации на стажировке и проектированием новых шагов в педагогической или управленческой деятельности.

- Анализ результатов деятельности стажеров позволяет сделать вывод, что стажеры пока научились создавать локальные  образовательные продукты (контрольно - оценочные листы, систему мониторинга дошкольников и др.). Для разработки ООП, программ развития, образовательных  событий необходима дополнительная стажировка на базе конкретного образовательного учреждения.

Об  эффективности работы стажировочной площадки также можно судить по качеству образовательных продуктов, разработанных стажерами:

  • Проект положения  об экспериментальной деятельности;
  • Представление проектов занятий по учебной и внеучебной деятельности (в рамках ФГОС и ФГТ);
  • Диагностические методики;
  • Проект детской электронной газеты;
  • Защита проектов программ развития, ООП, рабочих учебных программ.

С целью выявления результативности деятельности СП было проведено анкетирование стажеров (по вопросу применимости приобретенного во время стажировки опыта). Результаты анкетирования, представленные на диаграмме подтверждают продуктивность проведенной работы.

ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» пригласил стажировочную площадку МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 32 г. Улан - Удэ" на 2015 год для продолжения работы. Считаем, что также является подтверждением актуальности темы и эффективности работы нашей стажировочной площадки.

С 4 по 12 декабря 2014 года программа стажировки «Разработка моделей государственно – общественного управления, обеспечивающих   условия опережающего развития и экспертизу условий и качества образования»  была реализована для стажеров города Улан-Удэ и Республики Бурятия. Сажеры были представлены следующими категориями: учителя, методист, педагог дополнительного образования, члены управляющих советов ОУ (всего восемь слушателей).

Задачи, результаты, технологии, методы и формы деятельности СП были аналогичны тем, что применялись при стажировке в Санкт-Петербурге.

Участники стажировки имели возможность выбрать индивидуальную траекторию обучения на шесть дней.Стажерампредставлены механизмы разработки сквозных образовательных результатов от дошкольного до профессионального образования на образовательном округе;были представлены и обсуждались различные модели ГОУ. По Республике Бурятия: региональный проект "Комплексной оценки эффективности республиканской системы образования", региональные общественные организации,  ГОУ на примере МАОУ "СОШ №32".При проведении практикумов стажеры пытались разработать  критерии экспертного листа, которые позволили бы общественному эксперту оценить эффективность деятельность педагога.Стажеры работали  в группах.  Затем состоялась публичная презентация  итогов работы групп, защита созданных продуктов.При проведениимастер-класса «Дуальное образование - одна из форм профилизации учащихся»   заместитель директора по УВР Бирюков А.В. затронул основные проблемы и возникающие противоречия при организации предпрофильной, профильной подготовки. В связи с возникающими проблемами и существующими противоречиями при организации профильного и предпрофильного обучения встала необходимость  в разработке и внедрении  дуальной формы обучения.Стажеры отметили, что такая работа снижает психологическую напряженность в случае не успешности учащегося при сдаче ЕГЭ.Были раскрыты технологические приемы и способы организации образовательных событий, на которые в качестве экспертов привлекаются представители родительской общественности, что повышает заинтересованность всех участников образовательного процесса.Во время защиты созданных продуктов преподаватели отметили высокий уровень понимания основных вопросов программы стажировки, плодотворное групповое взаимодействие по созданию коллективного продукта.

Эффективность деятельности СП для стажеров Республики Бурятия подтверждается качественными продуктами, подготовленными и представленными к защите нашими стажерами, а также их отзывами и рефлексивными материалами.

В декабре 2014 года наша школа была одной из площадок Фестиваля Республиканских стажировочных площадок «Открытое общество - Школе без границ». Администрация и общественные управляющие школы №32  организовали работа в трех группах по следующим содержательным линиям: технологии  и тренды "Школы без границ",  новое качество образования в новых условиях,  технологии взаимодействия с родительской общественностью и другими институтами детства, общественная - экспертиза качества образования,  технологии социального партнерства. Участникам было предложено обсудить проблемы деятельности стажировочных площадок и определить их пути решения.

В каждой фокус - группе работали общественные эксперты – родители учащихся школы №32 (Хараева Н.Б., Сускина О.А, Добрынина С.Ч.,  Багдуева О.В., Андреева З.А., Конечных Т.Г.). Общественные эксперты оценивали происходящее в группе по заранее разработанным критериям, на общем пленарном заседании каждый из них изложил свою экспертную позицию.

Экспертный лист по работе группы

________________________________________________________________

17.12.2014

Критерии Баллы
Количество участников в группе, из них общественных управляющих (указать количество и процент) -  
В группе организована работа по обсуждению проблем, заявленных в программе  
Приобсуждение проблем модератор учитывает мнение всех участников группы, развивает мысли высказанные другими членами  
На поставленные проблемы предложены и зафиксированы решения  
От группы представлен продукт с учетом большинства мнений участников  

Оценивание по каждому параметру - 0-3 балла

Ф.И.О. эксперта _____________________________________________________________

Также в работе принимали участие учащиеся-представители ученического самоуправления. Они представили свой взгляд на государственно-общественное управление, рассказали о том, как они видят свое место в нем. Одна из главных проблем, которые озвучили школьники, заключалась в том, что взрослые не всегда слышат, что хотят ученики, не дают возможность реализовать их мечту. Это на наш взгляд и есть проблематика образования и задачи для органов государственного - общественного управления по определению нового качества и результатов образования, направленное на индивидуальный прогресс детей.

В ходе представления результатов работы групп можно сделать определенные выводы:

стажировочные площадки находятся на разных уровнях развития ГОУ: от создания органов общественного управления до эффективной деятельности ( выстроенных связях и полученных результатов в виде нормативно  - правовх документов, изменения качества образования в образовательных учреждениях, нового уклада жизни);

- не все представители стажировочных площадок готовы обсуждать проблемы повышения квалификации, подходы в реализации образовательной программы, предлагать пути решения.

Фестиваль республиканских стажировочных площадок выявил и позитивные тенденции развития государственно - общественного управления:

- Министерство образования и науки Республики Бурятия создает условия для развития: издан Закон о государственно - общественном управление, разработана концепция, проводится сопровождение стажировочных площадок, моральное и материальное поощрение;

- наша республика занимает лидирующее место по развитию ГОУ, о чем свидетельствует представленные проекты и рефлексия стажеров других регионов;

-  органы  общественного управления стажировочных площадок едины в понимание своей миссии - повышение качества и результатов образования.

Школа и общество из непересекающихся пространств становятся партнерами по согласованию и решению общих задач.

Видеоотчёт

 

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Для слабовидящих: Вкл Выкл
Изображения: Вкл Выкл
Шрифт: A A A